О современной классической музыке и классической музыке в современности:
Выглядит все так, будто классическая музыка напрочь забыла, что, ну, что когда-то она тоже была музыкой популярной. Конечно, перемены происходили всегда: появлялись пугающие - шокирующие даже - новые сочинения, от которых публика просто немела и проникалась желанием поскорее убраться домой. Вспомните Вагнера, Бетховена, Баха - все они приводили публику в ужас. Может, не так же часто, как в восторг, но приводили непременно. Композиторы же авангардной волны проделывают следующее: они говорят на языке, который не столько ужасает публику, сколько оставляет её в неведении по поводу того обстоятельства, что перед ней - музыка и, стало быть, имеется причина ужасаться. Примерно так же человек может забрести в художественную галерею и нисколько не испугаться, увидев, скажем, груду кирпичей или вспыхивающие и гаснущие прожектора, - просто потому, что НЕ ОБРАТИТ НА НИХ ВНИМАНИЯ.

и
Вот так и музыке в течение какого-то времени просто не удавалось привлечь внимание публики. Утратила ли она присущую ей некогда способность ужасать или ужасать все еще может, как те мигающие прожектора, но этого никто даже не замечает, вопрос темный. Лично я думаю, что с определенностью можно сказать одно: двинувшись в избранном ею направлении, современная классическая музыка добилась результата двоякого. Во-первых, создала что-то вроде неизбежной отдачи, о которой мы еще поговорим, а во-вторых, и это, может, гораздо важнее, позволила немалому числу композиторов, работающих в особом, параллельном мире, обойти её: тишком подкрасться и предъявить права на звание "великие композиторы нашего времени". Больше того, и еще важнее, тишком подкрасться и предъявить права на публику тоже.
Ну и кто же они - эти мужчины и женщины в масках?
Киношные композиторы. Вот кто.


Очень интересная книга. Я читала её медленно, по пару страниц в день, делая паузы на другие книги. Мне ощутимо не хватает знаний (не только музыкальных, но и общей эрудиции), чтобы оценить шутки, которыми автор щедро и красочно приправил каждую страницу. Но где хватало - было очень смешно (уже в районе современности). Опять же, отличная книга, чтобы увидеть процесс развития музыки в целом. И отлично поданные биографии композиторов и музыкантов: обычно биографии крайне унылы, серьезны и тоскливы, а авторы позволяют себе судить слишком о многом и невольно приписывают герою книги свои мотивы. Я стараюсь не читать подобные биографии, потому что с самого начала книги видно, что герой будет много страдать, а в конце, после многочисленных лишений умрет (да, я знаю, что героями биографий за редким исключением являются уже умершие люди, спасибо, капитан Очевидность). У Стивена Фрая умершие композиторы - как старые знакомые, над особенностями биографии которых можно добродушно подшучивать, вовсе не считая, что ты знаешь их лучше, чем они себя, или что вы - единое целое. Хорошим примером отношения Фрая к историческим личностям из своей книги является псевдо-стикер с задней стороны книги (шрифт другой, эх):