Есть одна околобуддистская (по крайней мере, мне она подавалась так) история, вызывающая у меня сильный внутренний протест. В ней рассказывалось про великого мудреца, который, возвращаясь к родителям, старался вести себя как ребенок, чтобы доставить им радость. Эта история являлась еще советом для тех, кто не мог найти взаимопонимания с родителями.
В большинстве вариантов поведение этого мудреца с родителями выходит снисходительным. Он не пытался говорить с ними о своих нынешних мыслях и занятиях, наоборот, он изображал из себя то, чем больше не являлся. Это не равноправные отношения. Это хороший способ уйти от критики или выяснения отношений; собственно, у каждого из нас есть схожий метод.
Возможно, этот мудрец был так далек от жизненной суеты, что считал своей целью радовать каждого человека и особенно своих близких. Думаю, он их радовал, но в такой ситуации о близости или понимании с родителями речь не идет. Он понимал своих родителей, но вряд ли они понимали его.
Опять же, возможно, что между родителями и мудрецом изначально существовало понимание. Они знали, что он взрослый и мудрый, и знали, что с ними он хочет быть ребенком. И принимали это, возможно, взаимно втроем радуясь такой игре. Но раз между ними существовали взаимопонимание и любовь, достаточные для такого приятия, то вряд ли эта история может помочь тем, у кого с этими самыми взаимопониманием и любовью проблемы. Я много думала, но не уверена, что проблемы можно решить продолжительным притворством;только избегать этих проблем некоторое время.

Мне, пожалуй, очень нравится модель развития ребенка вне семьи в "Туманности Андромеды". Понятно, что это голая теория, но мне кажется, что многих нынешних неврозов можно было бы избежать. Конечно, есть проблема, где взять такое количество идеальных воспитателей. Поэтому и голая теория.