Недавно для себя сформулировала, почему 99% украинской литературы, включенной в школьную программу, до сих пор вызывают у меня инстинктивное отторжение.
Все герои - несчастные бесправные крепостные, с которыми ничего хорошего в принципе произойти не может. Они борются за выживание, умирают от голода, холода, работы на пана. Они женятся и живут несчастно (причины находятся). Такой дарк, что даже сумма фиков ГП-фэндома не дотягивает.
Такое ощущение, что до недавних пор все украинцы были исключительно рабами. Эти негры - жалкие подражатели! И банально не хочется чувствовать на месте этих безнадежно-несчастных героев; я лучше "Анжелику" перечитаю. Про выбор платьев, мужчин и шикарных украшений читать однозначно приятнее; написано куда более увлекательно, а идеологическая ценность приблизительно одинакова.
Школа отбила у меня любовь к украинской литературе. Гоголя мы проходили на русской, а стихи Леси Украинки, Олены Телиги, Ивана Франка и Лины Костенко были слишком крошечными светлыми пятнами. А в конце программы появились две увлекательные книжки и меня даже смущало, почему такие отличные штуки включили в программу (их же читать интересно, они что, не видят?) - "Школа над морем" Олеся Донченко и еще одна, про мавок, глюки, влюбленного колдуна и ритуальную магию (полагаю, что хрестоматийный отзыв на эту книгу убил бы всю романтику %) ).
Впрочем, школу я заканчивала восемь лет назад, многое могло измениться и вообще, может, я гламурное кисо - ишь ты, реальные исторические страдания ей читать не нравится. Ага, я вообще не получаю удовольствия от описания страданий.